Двигатель может «закипеть» и зимой

Мужчина открыл дымящийся капот

Перегрев – одна из наиболее частых причин поломки двигателя. И если мотор «закипел», то, скорее всего, без замены головки блока цилиндров не обойтись.

Многие автомобилисты считают, что опасаться перегрева двигателя следует только жарким летом. Однако, как показывает практика, такое может произойти и осенью, и весной, и даже зимой, которая в нашем регионе мало отличается от поздней осени.

Обычно охлаждающая жидкость начинает кипеть из-за неисправности каких-либо узлов системы охлаждения. Чаще всего – термостата или вентилятора охлаждения. Причиной также может послужить ее утечка в результате износа или повреждения уплотнителей, расширительного бачка, радиатора.

«Лечение» здесь простое и, по сравнению с затратами на замену головки блока цилиндров, недорогое. Достаточно пройти комплексную диагностику системы двигателя в автосервисе и отремонтировать или заменить неисправный узел или деталь.

Отдельно следует отметить, что зимой, при отрицательных температурах, рабочая смесь в системе охлаждения может уменьшаться в объеме. Нужно просто долить антифриз или тосол (в зависимости от того, что залито в систему) и проблема решена!

Причиной закипания также могут стать засоры и отложения на стенках и в полостях системы охлаждения, которые препятствуют нормальной циркуляции жидкости. Для их устранения необходимо промыть и почистить систему на станции технического обслуживания.

Кроме того, и антифриз, и тосол могут со временем терять свои физико-химические свойства, что снижает их способность обеспечивать забор излишков тепла от работающего двигателя. Собственно, именно поэтому охлаждающую жидкость необходимо регулярно менять. Оптимально – два раза в год, перед наступлением летнего и зимнего сезонов.

Чем же опасен перегрев двигателя? Во-первых, это может стать причиной деформации и выхода из строя маслосменных колпачков. Их еще называют клапанные сальники или сальники клапанов.

Поскольку колпачки предназначены для того, чтобы предотвращать попадание излишков моторного масла в двигатель, то их повреждения приведут к повышенному расходу масла. Неприятно, но не критично… Для устранения неисправности достаточно заменить маслосменные колпачки в автосервисе.

Значительно хуже, когда из-за недостаточного охлаждения двигателя моторное масло разогревается до тех температур, при которых оно теряет свои смазывающие свойства. Соответственно, все трущиеся детали начинают оплавляться. Возможна деформация и головки блока цилиндра. В результате двигатель начинает стучать или его вовсе заклинивает.

Наихудший вариант – «кулак дружбы». Так называется ситуация, когда заклинивший поршень не выдерживает нагрузку, его разрывает и шатун пробивает одну из стенок блока цилиндров. Выход только один – добираться на буксире или эвакуаторе до автосервиса и делать капиталку или полностью менять движку.

Закипание охлаждающей жидкости также может вывести мотор из строя. Нередко бывают ситуации, когда после первого же закипания в головке блока цилиндров появились трещины. Как ни крути, но без серьезного ремонта с заменой ГБЦ здесь не обойтись.

Кстати, если двигатель закипел (в смысле, закипела охлаждающая жидкость в системе охлаждения, а не сам двигатель, конечно!), ни в коем случае не следует пытаться остудить его, поливая водой! Даже если мотор не пострадал от закипания, «холодный душ» наверняка приведет к образованию трещин в ГБЦ.

Самое правильное в такой ситуации – включить обогрев на максимум, сбросить скорость и по возможности сделать остановку, оставив двигатель работать на холостых оборотах.

Обычно для быстрого охлаждения закипевшего мотора рекомендуют открывать капот. Однако зимой – в сильный мороз, это можно делать только через 10-15 минут после остановки машины. В противном случае из-за резкого перепада температур в стенках блока цилиндров опять-таки могут возникнуть трещины.

После того, как автомобиль постоит с открытым капотом и немного остынет (зимой достаточно 20 минут, летом – не менее 40 минут), можно открыть крышку расширительного бачка или радиатора и долить охлаждающую жидкость. Зачем?

Дело в том, что кипение антифриза или тосола с образованием пара наглядно показывает: жидкости в системе охлаждения не хватает. Поэтому, чтобы продолжить движение после того, как мотор остынет, необходимо долить жидкость в систему охлаждения. Иначе можно не успеть доехать даже до ближайшего автосервиса, как ситуация повторится вновь.

Важно отметить, что доливать охлаждающую жидкость сразу после остановки авто крайне не желательно. Существует риск, что после открывания крышки бачка кипящая жидкость просто выплеснется на руки или в лицо. Напомним, что температура кипения тосола – 110°С, антифриза – 115-120°С.

Конечно, после закипания охлаждающей жидкости, необходимо как можно скорее сделать диагностику двигателя на станции техобслуживания. Это позволит своевременно определить причину инцидента.

Остается добавить, что ремонт двигателя, сопряженный с заменой головки блока цилиндров – достаточно сложная и дорогостоящая операция. И обычно к ней приходится прибегать только в двух случаях – либо когда двигатель уже выработал свой ресурс (при пробеге от 200 до 500 тысяч км, в зависимости от модели), либо после закипания охлаждающей жидкости.

Предотвратить это не так уж сложно – достаточно регулярно проходить ТО в автосервисе и своевременно менять изношенные элементы системы двигателя и охлаждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 2 =